Вопросы и ответы

  1. В чем заключается понятие  «энергобезопасность»?
  2. Какой федеральный орган исполнительной власти уполномочен на осуществление федерального государственного надзора?
  3. Какие научно-исследовательские работы выполняет Учреждение?
  4. Каков научный и научно-технический результат выполнения НИР?
  5. Какие документы необходимо оформить для выполнения НИР?
  6. Что является основанием для выполнения НИР?
  7. Что такое экологическая безопасность?
  8. Для чего проводится оценка воздействия промышленных объектов на окружающую среду (ОВОС)?
  9. Какие виды работ выполняются для обеспечения безопасности гидротехнических сооружений (ГТС)?
  10. Какие гидротехнические сооружения подлежат декларированию?
  11. Кто устанавливает перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию?
  12. Кем осуществляется разработка деклараций безопасности ГТС?
  13. Что предшествует составлению декларации безопасности ГТС?
  14. Какие существуют требования к содержанию и оформлению Декларации безопасности ГТС?
  15. Какой порядок организации и проведения государственной экспертизы декларации безопасности ГТС?
  16. Какой порядок утверждения декларации безопасности ГТС?
  17. Какой порядок выдачи разрешения на эксплуатацию ГТС?
  18. Осуществляет ли Учреждение образовательную деятельность?

1. В чем заключается понятие «энергобезопасность»?

Ответ:

Энергетическая безопасность – это состояние защищенности граждан, общества, государства, экономики от угроз дефицита в обеспечении их потребностей в энергии экономически доступными энергетическими ресурсами приемлемого качества, от угроз нарушений  бесперебойности энергоснабжения. При этом состояние защищённости – состояние, соответствующее в нормальных условиях обеспечению в полном объёме обоснованных потребностей (спроса) в энергии, в экстремальных условиях – гарантированному обеспечению минимально необходимого объёма потребностей (Энергетическая стратегия России на период до 2030 г., утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р; Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации).


2. Какой федеральный орган исполнительной власти уполномочен на осуществление федерального государственного надзора?

Ответ:

В рамках системы  государственного регулирования и контроля в электроэнергетике Федеральным законом от 26.03. 2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определены принципы и методы государственного регулирования и контроля в электроэнергетике (Глава 5).

Одним из основных принципов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике законодательно установлено обеспечение энергетической безопасности электроэнергетики (ст. 20.1 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Одним из методов государственного регулирования и контроля в электроэнергетике определён федеральный государственный энергетический надзор (ст. 20.2 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).

Определение федерального государственного энергетического надзора содержит ст. 29.1 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Под федеральным государственным энергетическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области электроэнергетики (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, привлечению нарушивших такие требования лиц к ответственности, и деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности субъектами электроэнергетики.

В соответствии с статьей 29.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»,  положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»,  определяющими отношения в области организации и осуществления, в частности, государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), издано постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 610 «О федеральном государственном энергетическом надзоре». 

Вышеупомянутое постановление определило, что федеральный государственный энергетический надзор:

-осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и иными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

-направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами электроэнергетики требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики;

-осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок.

Установлен перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять государственный надзор; их права и обязанности при проведении проверок; порядок обжалования их решений и действий (бездействия); порядок размещения информации о результатах проверок в сети «Интернет».

Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях юридических лиц, должностных лиц и граждан в сфере электроэнергетики возложены на государственный энергетический надзор.

Статья 23.30. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ содержит перечень статей, по которым органы государственного энергетического надзора рассматривают дела об административных правонарушениях.

В области безопасности гидротехнических сооружений.

Согласно п. 4 «Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений», утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 г. № 1108 такими органами являются: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) — в отношении гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений; Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) — в отношении судоходных и портовых гидротехнических сооружений.


3. Какие научно-исследовательские работы выполняет Учреждение?

Ответ:

Учреждение выполняет прикладные научно-исследовательские работы (НИР) в области электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений, экологической безопасности.


4. Каков научный и научно-технический результат выполнения НИР?

Ответ:

Результатами НИР в области электроэнергетики и безопасности гидротехнических сооружений, полученными при выполнении работ в соответствии с требованиями технического задания (ТЗ) на НИР, являющихся одновременно научной и (или) научно-технической продукцией при выполнении НИР на договорной (контрактной) основе являются:

  • проекты нормативных правовых актов по выполнению контрольно-надзорной деятельности Ростехнадзора, иных государственных органов и юридических лиц;
  • разрешение конкретных научных проблем и получения научно-обоснованных рекомендаций;
  • разработка инструкций, методик, расчетно-технических материалов и других документов.

5. Какие документы необходимо оформить для выполнения НИР?

Ответ:

Орган надзора по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны. В обязательный комплект документов входят:

  • договор на выполнение научно-исследовательских (опытно-конструкторских, технологических и др.) работ;
  • техническое задание;
  • календарный план выполнения работ;
  • спецификация цены или протокол соглашения о договорной цене;
  • смета доходов и расходов;
  • соглашение о распределении объёмов работ и финансирования между соисполнителями;
  • акт сдачи-приёмки НИР.

Комплект документов по НИР, выполняемых на основе хозяйственных договоров, готовится в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.


6. Что является основанием для выполнения НИР?

Ответ:

Основанием для выполнения НИР служит техническое задание (ТЗ) на выполнение НИР и контракт (договор) с заказчиком, устанавливающий требования к содержанию, объемам и срокам выполнения этих работ.


7. Что такое экологическая безопасность?

Ответ:

Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от их последствий.


8. Для чего проводится оценка воздействия промышленных объектов на окружающую среду (ОВОС)?

Ответ:

ОВОС – процедура выявления характера, интенсивности и степени опасности влияния планируемой хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения. Процедура ОВОС, регламентируемая законодательством РФ, способствует принятию экологически обоснованных управленческих, проектных и иных решений при реализации намечаемой деятельности посредством выявления возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и/или предотвращению негативных воздействий.


9. Какие гидротехнические сооружения подлежат декларированию?

Ответ:

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларированию подлежат ГТС (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении») повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.


10. Какие виды работ выполняются для обеспечения безопасности ГТС?

Ответ:

Работы по обеспечения безопасности ГТС включают:

  • техническое обследование состояния ГТС;
  • мониторинг деформаций и осадок ГТС;
  • мониторинг состояния водных объектов;
  • разработку деклараций безопасности ГТС;
  • государственную экспертизу деклараций безопасности ГТС;
  • государственный надзор за состоянием ГТС.

11. Кто устанавливает перечень объектов, имеющих гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию?

Ответ:

Орган надзора по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (подп. 1 п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 г. № 1303 «Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений»).


12. Кем осуществляется разработка деклараций безопасности ГТС?

Ответ:

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О безопасности гидротехнических сооружений» при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения.


13. Что предшествует составлению декларации безопасности ГТС?

Ответ:

Согласно п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 г. № 1303 «Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений при их вводе в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора. В случае если после проведения обследования гидротехнического сооружения возникла аварийная (предаварийная) ситуация или имели место опасные отклонения фактических показателей состояния и условий эксплуатации гидротехнического сооружения от установленных критериев безопасности, обследование гидротехнического сооружения должно быть проведено повторно. В отношении гидротехнических сооружений, поднадзорных Ростехнадзору, требования к содержанию и оформлению Акта преддекларационного обследования ГТС изложены в «Форме акта преддекларационного обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», утвержденной приказом Ростехнадзора от 30.10.2013 г. № 506.


14. Какие существуют требования к содержанию и оформлению Декларации безопасности ГТС?

Ответ:

Согласно п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 г. № 1303 «Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» Декларация безопасности, подписываемая декларантом, должна содержать:

  • общую информацию, включающую данные о гидротехнических сооружениях и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органа надзора, сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений, основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации;
  • анализ и оценку безопасности гидротехнических сооружений, включая определение возможных источников опасности;
  • сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций;
  • порядок информирования населения, органа надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возможных и возникших на гидротехнических сооружениях аварийных ситуациях;
  • заключение, включающее оценку уровня безопасности отдельных гидротехнических сооружений и комплекса гидротехнических сооружений объекта, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;
  • реквизиты заключения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориального органа о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения (наименование и адрес организации, эксплуатирующей гидротехническое сооружение);
  • другие данные о безопасности гидротехнических сооружений.

К декларации безопасности должны прилагаться:

  • сведения о гидротехнических сооружениях, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений, предусмотренные законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений;
  • акт преддекларационного обследования гидротехнических сооружений, составленный участниками обследования по форме, утверждаемой Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений) и Министерством транспорта Российской Федерации (в отношении судоходных и портовых гидротехнических сооружений). В отношении гидротехнических сооружений, поднадзорных Ростехнадзору, требования к содержанию и оформлению Декларации безопасности ГТС изложены в следующих документах: «Форма декларации безопасности ГТС (за исключением судоходных гидротехнических сооружений)», утверждена приказом Ростехнадзора от 02.07.2012 г. № 377; «Дополнительные требования к содержанию деклараций безопасности гидротехнических сооружений и методики их составления, учитывающие особенности декларирования безопасности гидротехнических сооружений различных видов в зависимости от их назначения, класса, конструкции, условий эксплуатации и специальных требований к безопасности», утверждены приказом Ростехнадзора от 03.11.2011 г. № 625.

15. Какой порядок организации и проведения государственной экспертизы декларации безопасности ГТС?

Ответ:

Согласно ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, а государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, проводится в соответствии с положениями ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 г. № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений». Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности ГТС.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 г. № 1303 «Об утверждении положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» государственная экспертиза декларации безопасности проводится экспертными центрами, определяемыми органом надзора по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Приказом Ростехнадзора от 07.07.2014 № 298 определен порядок формирования и регламента работы экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).


16. Какой порядок утверждения декларации безопасности ГТС?

Ответ:

В отношении гидротехнических сооружений, поднадзорных Ростехнадзору, разработан «Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, составляемых на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации», утвержденный приказом Ростехнадзора от 20.02.2012 г. № 117. В центральный аппарат Ростехнадзора направляются для рассмотрения и утверждения декларации безопасности ГТС, содержащие комплексы ГТС (гидроузлов) водохозяйственного комплекса, в состав которых входит одно или более сооружений I, II, III класса, призванные решать задачи хозяйственно-бытового водоснабжения, гидроэнергетики, тепловой и атомной энергетики, агропромышленного комплекса, добывающей и обрабатывающей промышленности, рыбного хозяйства, паводкового регулирования стока, а также хранилищ, предназначенных для размещения отходов I, II, III класса опасности.

Декларации безопасности иных ГТС направляются для рассмотрения и утверждения в территориальные органы Ростехнадзора. Перечень документов, необходимых для предоставления Ростехнадзором государственной услуги по утверждению декларации ГТС:

  • заявление об утверждении декларации безопасности ГТС, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (собственника ГТС или эксплуатирующей организации) или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом;
  • декларация безопасности ГТС, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности ГТС, в двух экземплярах;
  • сведения о ГТС, необходимые для формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений;
  • Акт преддекларационного обследования ГТС;
  • реквизиты заключения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориального органа о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС;
  • опись прилагаемых документов.

Срок предоставления государственной услуги по утверждению декларации безопасности ГТС не превышает 30 календарных дней.

Результатом предоставления государственной услуги по утверждению декларации безопасности ГТС является утверждение декларации безопасности ГТС или отказ в утверждении. Одним из критериев утверждения декларации безопасности ГТС является наличие положительного заключения экспертной комиссии.

Срок действия декларации безопасности устанавливает центральный аппарат Ростехнадзора или его территориальный орган в соответствии с оценкой безопасности ГТС, характеризующейся качественными характеристиками уровня безопасности ГТС.

Один экземпляр утвержденной декларации безопасности ГТС вместе с сопроводительным письмом и комплектом документов направляется Заявителю в установленном порядке.


17. Какой порядок выдачи разрешения на эксплуатацию?

Ответ:

В отношении гидротехнических сооружений, поднадзорных Ростехнадзору, выдача разрешения на эксплуатацию ГТС осуществляется в соответствии с приказом Ростехнадзора от 10.02.2012 г. № 90 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления)».

В Регламенте изложен порядок получения, переоформления и выдачи дубликата разрешения на эксплуатацию ГТС.

Срок предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на эксплуатацию ГТС не превышает 30 календарных дней с даты регистрации заявления.


18. Осуществляет ли Учреждение образовательную деятельность?

Ответ:

Не осуществляет.

ФБУ «НТЦ Энергобезопасность» оказывает информационно-консультационные услуги в области промышленной и энергетической безопасности, безопасности объектов электроэнергетики и гидротехнических сооружений.

Имеет опыт проведения консультационных семинаров и вебинаров.

Новости и события

Партнёры, работой с которыми мы гордимся

Лукойл T+ Юнипро Башня Федерация Газпром Интер РАО МОЭСК УралХим